Aвстрaлия вooбщe oткaзaлaсь ввoзить нa мaтeрик oсoбo звeрскиe прoeкты. Пoкa нa всex кoнсoляx и в aркaдныx зaлax бoйцы Mortal Kombat истeкaли крoвью и убивaли друг другa, нa Super Nintendo гeрoи… Стaртoвaли дeбaты — грoмкиe, кaк пoлoжeнo любoму скaндaлу. Дoстaтoчнo взглянуть нa трeйлeры Nintendo Switch — тaм всe живут в мирe, гдe нe сущeствуeт прeступнoсти, всe счaстливы и дaжe нe пьют нa вeчeринкax, прeдпoчитaя дoить виртуaльныx кoрoв. Срeзaть eму усики и oбoзвaть Гoсудaрствeнным Чeмпиoнoм oт грexa пoдaльшe. Oтрублeнныe кoнeчнoсти и сбитыe стaрушки изряднo нaпугaли пoлитикoв и рoдитeлeй — чeгo дoбрoгo, дeти вдoxнoвятся и нaчнут звeрствoвaть. Стрoгиx гaйдлaйнoв нe зaвeзли, гoсудaрствo смoтрeлo в другую стoрoну (нaпримeр, «сaтaнинскиx» зaбaв врoдe Dungeons & Dragons), a прaвилa приличия придумaли для слaбaкoв. Нo с гoдaми пoпулярнoсть интeрaктивныx рaзвлeчeний вырoслa: oни стaли дoстoяниeм oбщeствeннoсти. Пoпытки взять игры пoд свoй кoнтрoль, вытрaвить из ниx всё нeугoднoe мoжнo нe oдoбрять и нe любить, нo фaкт oстaётся фaктoм — тридцать лет тому назад без правящей длани случился глобальный крах, который стоил жизни и репутации легендарной компании Atari. В японской и европейской версиях на их местах Гарри Мейсона ждут другие монстры: цензорам не понравилось сходство «Серых» с малолетними детьми. С другой — мейнстрим диктовал новые правила. Например, дизайнерам Страны Восходящего Солнца 13-летняя девушка в откровенном бикини из Xenoblade не кажется чем-то из ряда вон. Два пикселя на чёрном фоне? Надо прикончить Гитлера? «Atari пала, потому что она предоставляла слишком много свободы сторонним разработчикам, и рынок заполонил мусор», — Хироси Ямаути, третий президент Nintendo. Проблема разрешилась полюбовно, но она иллюстрирует двойные стандарты: на iTunes хватает лент, в которых люди расхаживают голышом, и это никого не трогает.
Подвести черту стоит мыслью неочевидной: без цензуры индустрии бы сейчас не существовало. Звучит благородно, но ответ неправильный — тогда для кого существует система рейтингов?
Хорошо или плохо? Вопрос риторический. SEGA, главный конкурент Nintendo на тот момент, тоже утилизировала подобную систему, правда, менее строгую — потому что SEGA does what Nintendon’t. В XXI веке главным приоритетом стала толерантность: никого нельзя оскорблять — слишком опасно, засудят, чего доброго. В переиздании Definitive Edition сцену заметно сократили, убрав из неё особо пошлую реплику про волосы и стол. В конце 80-х и начале 90-х Великобритания всячески скрывала от детей факт существования японских ниндзя. В Германии ещё с Contra пошла мода превращать персонажей боевиков в роботов. Но кое-где правки всё равно были: из европейской версии грубо удалили спрайты малолетних персонажей — так грубо, что иные побочные задания перестали работать как надо. Но, увы, мнение меньшинства ничего не означает: если ограничивают, то для всех. Что цензурить-то, в сущности? Прямое. «Беспредел», впрочем, не остался незамеченным: убрав свои руки с горла D&D, уже в начале 90-х поборники морали наконец-то обратили взор на экраны компьютеров. Она — художественное решение. Цензура убирает то, чего не хотят видеть потребители
Хотя контролируют контент комиссии и издатели, простой люд тоже может влиять на процесс «смягчения». Шутки шутками, но творили геймдизайнеры кто во что горазд: и хардкорные симуляторы сапёра, и платформеры про лягушек на шоссе. Разумеется, не каждый рынок оценил кровавую радугу. Система помогла привести положение вещей в порядок, но если подумать — вот она, точка отсчёта. Цензура ограничивает творчество
От скольких удачных, смелых идей отказываются разработчики в попытке ублажить Борцов за Социальную Справедливость? Есть изображения крестов и прочая религиозная символика? Но где та грань, которую нельзя переходить? Немудрено, что в 1983 году индустрия рухнула: наплыв низкопробного, сделанного на коленке шлака оказался слишком велик. И о чём мало кто задумывается, так это о национальных особенностях разных рынков: что русскому хорошо, немцу смерть — и наоборот. В качестве цензуры на диктатора просто напялили солнцезащитные очки. Но нагота в подчёркнуто взрослой, мрачной интерактивной драме — это, понимаете ли, зло.
Дикий Запад
На PC, в отличие от домашних консолей, ситуация обстояла иная — единого платформодержателя не было, созидали разработчики без какого-либо надзора. Золотая середина. Поэтому на фоне заметно «облагороженных» Bravely Default (эх, прощай, браво-бикини!) и Tokyo Mirage Sessions #FE (японские поп-певицы танцуют в куртках и пупков не показывают) откровенно сексуализированная Bayonetta 2 смотрится несколько странно. Понятия «неподходящий контент» для гениев мыши и клавиатуры не существовало — даже в философской Deus Ex никто не мешал взрывать малолетних детей на мелкие ошмётки. Но зачем контроль? Но жизнь — штука несправедливая, любит ставить палки в колёса. Именно ради этого из немецкой версии Wolfenstein: The New Order вытравили всю фашистскую символику. Любая вариация на тему контроля контента не заслуживает права на существования. Например, Fallout 2, в которой можно спокойно убивать детей, употреблять всякое и сниматься в лентах для взрослых, получила «всего-навсего» M. Например, Эйбу из Oddworld удалили четвёртый палец — потому что четырёхпалые входили в касту «нечистых» много лет назад. Магические буквы AO в своё время лишили Grand Theft Auto: San Andreas возможности продаваться в крупнейших торговых сетях США — что там говорить о релизах калибром помельче. Кое-кто даже отметился пошлой забавой про знаменитого генерала Кастера — ну а почему бы и нет? потели. Чего добиваются крупные фирмы своим вмешательством в творческий процесс? Беритесь за ножницы или баста. Цензура подгоняет продукты под реалии нового рынка
Об этом говорилось выше: порой локализаторы и рейтинговые комиссии просто заботятся о том, чтобы не задеть чувств новой публики или адаптировать материал. Десятилетия назад, во времена Atari 2600 и первых итераций Pong, о контроле интерактивных забав никто особо не задумывался. Nintendo, например, за пределами островов дорожит образом компании по производству развлечений для всей семьи. Тогда как на самом деле иные творцы просто вставляют в свои опусы всё, что им хочется, будь то бесполезные (но рискованные) сцены, сексапильные красотки в обтягивающих нарядах или что-то ещё. Но так было не всегда. В 2002 году японцы организовали свою собственную систему, Computer Entertainment Rating Organization (CERO), а в 2003 году к ним присоединилась европейская Pan European Game Information (PEGI), выполняющая, по сути, ту же задачу — оценку и контроль. Самое очевидное объяснение — ради мальчиков и девочек, на чью неокрепшую психику так легко повлиять.
Подумайте о детях! Вспоминается история с Dead or Alive Xtreme 3, которая так и не попала на Запад. Потому что за пределами Японии подобные развлечения обрели статус «омерзительной ерунды для извращенцев». Бездумная цензура может сделать произведение ещё оскорбительнее
Осенью 2009 года миссия «Ни слова по-русски» из Call of Duty: Modern Warfare 2 вызвала бурю возмущения — как же так, геймера вынуждают расстреливать мирное население в московском аэропорту! Как отмечалось выше, никому не хочется скандалов, ведь суды и отзыв целых тиражей — это большие потери. — из готового хита вырежут пару сцен, реплик или даже персонажей. Чтобы избежать паники и критики, из отечественного релиза эпизод убрали. Не видать значка как своих ушей. Инкогнито! Как можно заметить, большинство очевидно «купированных» проектов родом из Японии — страны развязной и весьма своеобразной. А тайтлы без оного просто не запускались на консоли благодаря встроенным в «железо» чипам. В таком случае цензор выступает в роли строгого, но улучшающего произведение редактора. Не говоря уже о мелочи вроде NIN64 в игре про роботов в смелых нарядах. Ещё один фактор, который стоит учесть: имидж. Упс. Голые телеса смущают далеко не каждого, как показывает практика, да и насилие тоже. Таков менталитет. Остаётся только гадать. Японская версия Resident Evil 4 не позволяет отстреливать врагам головы, а бензопильщики убивают Леона без декапитации: его режут как на арте выше. Для многих ответ на вышеозначенный вопрос очевиден: цензура — это плохо. Новые правила… и новые ограничения. То же самое с цензурой — порой она служит для срезания лишних углов во время локализации. Китай запретил Command & Conquer: Generals за изображение Поднебесной. Второй вариант: деньги. Немудрено: в понимании публики кромсание ничего произведению не даёт — исключительно отнимает. Вот придумаешь шедевр, доведёшь его до ума, а потом — бац! Да и заниматься подобным было откровенно некому: индустрию развивали энтузиасты, а клиентами были либо такие же замшелые гики (которым плевать), либо дети (которым плевать вдвойне).
Автор текста: Игорь Ерышев
Источник: 4pda.ru Ныне это повальное явление: страшно подумать, сколько японских хитов по пути на Запад лишилось юных девушек в бикини. Сигеру Миямото считал, что шутер GoldenEye 64 слишком жесток, и предложил разработчикам в финале приключения отправить Джеймса Бонда в полевой госпиталь, чтобы тот пожал руки всем невинно убиенным злодеям. Хорошо? В The Punisher пришлось жёстко зацензурить некоторые добивания, чтобы избежать рейтинга Adults Only — несмываемого клейма, способного поставить крест на хороших продажах. Япония почему-то стеснялась показывать анимации смерти в Resident Evil, ограничившись экраном Game Over с омерзительно правдоподобными звуками пожирания плоти. «У Запада своё представление о том, как изображать женщин в играх, и оно отличается от японского», — Шухей Йошида, глава Sony Worldwide Studios. В американском релизе Silent Hill можно было встретить серых карликов с ножами в руках. Но в целом — относительная свобода творчества, что на Западе, что на Востоке. От греха подальше из поздних изданий Vice City вычеркнули намёки на гаитян и кубинцев — обе диаспоры обиделись и пригрозили судом. Скажем, Carmageddon 2 для релиза в некоторых странах пришлось изрядно смягчить, обратив всех пешеходов в безобидных зомби. Но как индустрия пришла к такому, почему издатели берутся за нож и хорошо ли это? В оригинальном японском релизе Shin Megami Tensei: Persona 2 одним из боссов был Адольф Гитлер. К началу нового миллениума индустрия раздулась: все говорили о Grand Theft Auto, бюджеты Shenmue и Half-Life 2 составляли миллионы долларов, выставки вроде E3 обратились в дорогущее шоу для всех и каждого. В случае с Xtreme 3, правда, имела место самоцензура со стороны издателя — что тоже не очень хорошо. Много насилия, есть похабщина или намёки на фривольности? Нет, поскольку это было критически важное событие для сюжета: атака на гражданских вынудила РФ напасть на США и устроить Третью Мировую. Kane and Lynch 2 — пример игры, в которой цензура не навязана свыше. «Большая N» даже убрала из ремейка The Legend of Zelda: Ocarina of Time кровь, настолько всё серьёзно. В локализации российская армия пошла войной на Америку просто так, без видимых на то причин, тем самым превратившись из жертвы в агрессора. Цензура — это двойные стандарты
Когда знаменитую Papers, Please решили выпустить на iTunes, компания Apple ответила отказом — дескать, в произведении Лукаса Поупа есть нагота (во время сканирования на предмет наличия скрытого «багажа» беженцев показывают в чём мать родила). Например, в NieR: Automata обнаружили предмет-мусор с говорящим названием NIN64 — очевидный кивок в сторону знаменитой консоли Nintendo 64. Легендарная корпорация пыталась отделаться от «дурной славы» в начале 2000-х (с помощью некогда эксклюзивных Resident Evil Remake и Resident Evil 4, а также ряда других произведений), но сейчас примирилась сама с собой. А что такое контроль? Из GoldenEye 64 пропал нож, так как в стране бушевал оперирующий колюще-режущими предметами маньяк. «Делай что хочешь и как хочешь, лишь бы получилось интересно» — простые слова, которые мечтает услышать каждый творец. Впрочем, на Западе поток насилия после появления надзирателей особо не убавился: ESRB, а потом и PEGI, оценивали контент очень вальяжно — рецензенты комиссии тоже люди. Проще вырезать — или «подтянуть» возраст персонажа до безопасных 18. Годом позже из пепла восстали лишь самые дальновидные компании — и здраво поразмыслив, их руководители поняли, что без контроля качества контента просто никуда. А релизам первых частей в США и Европе никто даже не думал препятствовать. Никто их не любит. Цензура — это необходимая редактура
Принято считать, что каждый разработчик — это своеобразный Хидео Кодзима или Сэм Лейк, гений, у которого нет ничего лишнего или необъяснимого. Заменить! В случае с сексизмом, к слову, обычно происходит то же самое. Что поделать — цензура, с ней шутки плохи. Как генерал Кастер уничтожил индустрию
Термин «цензура» в представлении не нуждается — слово известное, громкое и, чего греха таить, нелюбимое многими. Оригинальная версия DmC: Devil may Cry начиналась с вульгарного диалога, пестрящего низкопробными намёками. Рокерский боевик Brütal Legend предоставляет выбор: играть с цензурой (меньше мата и меньше жести) или наслаждаться приключением в его первозданном виде. Что в литературе, что в кинематографе, да и в случае игровой индустрии тоже. Не нравится присвоенный рейтинг? С одной стороны, прекрасно — игры пошли в народ! И произведение от такой перемены ничего, в общем, не потеряло. Какое отношение легендарный кризис 1983 года имеет к теме цензуры? Японцы так разозлились, что буквально через пару дней программисты выбросили злополучную железку из ролевого боевика. По тем же причинам для релиза в Японии иные тайтлы заметно «смягчают» по части насилия (под нож идут отсекание голов, кровь и расчленёнка), а порой и вовсе переписывают, чтобы обойтись без случайных намёков. Цензура, да — но её инициатором стал публичный гнев. Поскольку здравое зерно в аргументе политиков всё же нашлось, с 1994 года начала свою работу американская рейтинговая комиссия Entertainment Software Rating Board (ESRB). Помогла определённая нишевость индустрии — ругали в основном проекты громкие, вроде Mortal Kombat или DOOM. С выходом Nintendo Entertainment System в США, японская компания установила жёсткую политику по выпуску игр от сторонних разработчиков — лишь обладатели заветного значка Seal of Quality получали право оказаться на полках магазинов, и то строго дозировано. Блямбы Teen (T, «Подросткам»), Mature (M, «Лицам от 17 лет»), Adults Only (AO, «Только для взрослых»), которые можно обнаружить на коробках любимых шутеров — их работа. Третий: скандалы. Ныне вести о цензуре считаются за своеобразную норму: никто даже бровью не ведёт, услыхав, что Nintendo выкинула из западного релиза Fatal Frame 5 откровенные наряды для героинь или стыдливо перерисовала бикини в куртки. Такая удивительная была пора — время, когда даже крупной корпорации вроде Atari было лень проверять собственную продукцию. Цензура решает за геймеров что им подходит, а что нет
Но ведь у каждого свои взгляды на рамки дозволенного. Но не спешите с выводами, ведь есть разумные аргументы как против ножниц, так и за них. На Западе, между тем, изображение несовершеннолетней в подобном наряде — табу. Почему? Зачем цензурить хоррор для взрослых и боевики с подписью 18+?