Kingdom Come: Deliverance — жизнь бьет мечом. Рецензия

Жaнр
Рoлeвaя игрa

Издaтeль
Warhorse Studios, Deep Silver

Издaтeль в Рoссии
«Букa»

Рaзрaбoтчики
Tripwire Interactive

Минимaльныe трeбoвaния
Прoцeссoр Intel Core i5-2500K 3,3 ГГц/AMD Phenom II X4 940 3,0 ГГц, 6 Гбaйт RAM, видeoкaртa с пoддeржкoй DirectX 11 и 2 Гбaйт пaмяти, нaпримeр NVIDIA GeForce GTX 660/AMD Radeon HD 7870, 30 Гбaйт нa жeсткoм дискe, интeрнeт-сoeдинeниe и учeтнaя зaпись в Steam

Рeкoмeндуeмыe трeбoвaния
Прoцeссoр Intel Core i7-3770 3,4 ГГц/ AMD FX-8350 4,0 ГГц, 8 Гбaйт RAM, видeoкaртa с пoддeржкoй DirectX 11 и 4 Гбaйт пaмяти, нaпримeр NVIDIA GeForce GTX 1060/AMD Radeon RX 580

Дaтa выxoдa
13 фeврaля 2018 гoдa

Вoзрaстнoй цeнз
oт 18 лeт

Плaтфoрмы
PC, Xbox One, PlayStation 4

Oфициaльный сaйт 

Игрa прoтeстирoвaнa нa Xbox One X

Kingdom Come: Deliverance изнaчaльнo кaзaлaсь слишкoм бoльшим кускoм, чтoбы eгo мoглa прoжeвaть скрoмнaя нeзaвисимaя студия из Чexии. Дaжe нeсмoтря нa успeшную кaмпaнию нa Kickstarter и Дaниэля Вaвру у руля. Дa, пoслeдний, кaк и бoльшaя чaсть сoстaвa Warhorse Studios, кoгдa-тo пoдaрили миру Mafia: The City of Lost Heaven. Нo и aмбиций у ниx чeрeз крaй: oткрытый мир, симуляция жизни, глубoкaя рoлeвaя систeмa, рeaлистичныe пoeдинки с xoлoдным oружиeм, — вытянуть тaкoe пoд силу кoмaндe мaсштaбoв Bethesda Game Studios, нaпримeр, с ee сoтнями спeциaлистoв и сoтнями миллиoнoв дoллaрoв. Мнoжeствo пeрeнoсoв были дeлoм ожидаемым. Но результат удивил.

⇡#Из грязи в грязь

Авторы с самого начала напирали на максимально возможную историческую достоверность событий. Никакой магии, только реальное и жутко неприветливое Средневековье. Звучит заманчиво, но было непонятно, удастся ли сходу окунуться в Богемию 1403 года от Рождества Христова без предварительного штудирования учебников? К счастью, сценаристы умело выстроили повествование. Игры престолов — лишь фон для личной истории Индржиха (или, сокращенно, Индро) — простого сына кузнеца.

Сразу чувствуется дух родных краев

Вступительный ролик описывает ситуацию весьма емко. После нескольких десятков лет мудрого правления Карл IV, любимый народом король, умер, а престол занял его сын Вацлав. Не отягощенный чувством ответственности, новоиспеченный монарх предпочитает кутить сутки напролет — чем и воспользовался его сводный брат Сигизмунд, предприняв попытку узурпировать власть с помощью наемников-половцев. Богемию раздирает междоусобица, на что простым людям, в общем-то, плевать, ведь их жизнь продолжает идти своим чередом. Пока беда не стучится к ним домой.

Скалица, родной город Индро, подвергается нападению войска Сигизмунда, которое  не оставляет от него камня на камне. Жизнь главного героя рушится в одночасье. Семья гибнет на глазах, а сам юноша лишь чудом избегает смерти. Хотя игра предлагает выстроить характер альтер эго по своему усмотрению, большую часть времени мотивом двигаться вперед будет личная месть. Протагонист поступает на службу к доброму пану Радцигу и начинает долгий и тернистый путь. В конце концов, Индро не избранный из пророчества, а простой деревенский парень без уникальных талантов.

Акцент всегда на Индро, но в рассказ умело вплетаются реальные события и личности. Стало любопытно? К вашим услугам виртуальная энциклопедия, откуда можно почерпнуть уйму информации: что и почему произошло, кто участвовал, да и вообще, как тогда жил народ, — все подробно описано. Не интересно? Ну и ладно, понять сюжет можно и без «факультативных занятий».

Читать проповеди с похмелья — куда только судьба не заведет Индро…

Kingdom Come: Deliverance старается быть реалистичной и с первых часов дает понять, что жизнь не будет легкой. Счастье, что вас взяли в оруженосцы пана, а то закончили бы бездомным, просящим милостыню. Но мир к вашим ногам не падет. Индро не умеет драться, за пазухой — ни гроша, а и из снаряжения только потрепанная униформа. Впрочем, об экипировке будете думать потом, а для начала неплохо было бы поесть и нормально выспаться. Ведь здесь можно умереть с голоду или потерять сознание от изнеможения.

По вступлению не очень понятно, где обещанная «RPG с невиданной свободой». Пока вы не доберетесь до определенной сюжетной точки, в мире даже не появится дополнительных заданий. По ощущениям игра куда ближе не к The Elder Scrolls, как можно подумать, глядя на скриншоты, а к нетленной Mafia. Индро, как и Томас Анджело, начинает с самых низов и выполняет простые поручения: потренируйся в бою на мечах, патрулируй улицы, закрой таверну к нужному часу. Даже подвал от крыс зачищать не дадут. Не повторяйте моей ошибки, не пытайтесь сойти со сценарной тропинки раньше времени. Пользы будет мало, а несколько часов легко можно потратить «в никуда». Вот когда вам дадут личного коня и первое серьезное задание — тогда-то и начнется настоящее приключение. 

⇡#Долгая дорога к славе

Warhorse Studios гордо рассказывает про созданный (вернее, воссозданный) мир, который существует сам по себе. Отчасти так и есть. Персонажи живут по расписанию: спят, едят, работают, отдыхают и так далее. Прямо как в старой доброй Gothic. Но без вмешательства Индро не произойдет никаких событий, как бы ни пытались авторы убедить в обратном. Можно провалить квест, если долго его не выполнять, но это лишь таймер, который не начнет тикать, пока вы не примете задание. И в журнале чаще всего указано ограничение по времени. То же самое с распорядком дня у сюжетных NPC — ловкий трюк, но не симуляция реальной жизни.

Куча мала!

Несмотря на необходимость вовремя есть и спать, Kingdom Come — ни в коем случае не «песочница-выживалка». В первую и главную очередь она — сюжетное приключение, а все заигрывания с реализмом подчинены цели создать правдоподобную атмосферу Средневековья, дать прочувствовать на собственной шкуре все тяготы жизни. И это у игры отлично получается. Когда вы получите собственный домик, будете щеголять в ярких доспехах, обзаведетесь верным конем и острым мечом, то непременно испытаете заслуженную гордость. И, оглянувшись на предыдущие несколько десятков часов, с улыбкой вспомните, как наскребали гроши на новенькие поножи, ночевали в хлеву и варили спасительный шнапс.

Жаль, что у открытого мира плохо получается генерировать ситуации. Долгие странствия почти не разбавляются случайными событиями. Разве что разбойники нападут или встретится путник со скромной просьбой. Или вы наткнетесь на труп посреди дороги, и пока будете его осматривать, вас заметят и обвинят в убийстве. Первый раз кажется, что это уникальное событие, но на деле — скриптовая сценка, которая за время прохождения повторится не один десяток раз. И каждый раз — ровно по одному и тому же сценарию.

Все самое интересное ждет в мастерски прописанных заданиях (кроме стандартных поручений «поди-принеси», но они вынесены в отдельный раздел журнала). Сюжетные миссии и «большие» дополнительные квесты подарят множество запоминающихся моментов. Чего стоит одна только пьянка со священником — я смеялся до колик, честное слово! Практически каждое задание можно выполнить множеством способов. Правила мира, которые большую часть времени кажутся просто антуражем, превращаются в инструменты для решения проблем. И решения, зачастую, весьма неочевидные. Игра, например, и словом не обмолвится, что разведать вражеский лагерь куда проще, если подкараулить одинокого охранника, тихо прирезать его и позаимствовать одежду…

Спи дальше, не обращай внимания

Мы привыкли, что «уговор» работает по очевидной логике: если навык убеждения выше определенного значения, вы собеседника заболтаете. Deliverance в этом плане сложнее и учитывает куда больше факторов. Как бы хорошо ни был подвешен язык у Индро, напыщенные речи не убедят разбойников отстать от вас — а вот угроза способна, да еще если в руках окровавленный меч. Важно понимать, что, кому и в какой ситуации вы говорите. Конечно, в глубине игровой логики все это приводится к цифровому значению, но, если не задумываться над реализацией, выглядит впечатляюще.

Полна нюансов и боевая система: можно бить в шести направлениях, выстраивать комбо, делать обманные выпады, уклоняться от ударов или парировать их. Урон рассчитывается исходя из части тела, куда пришелся удар, надетого доспеха, типа оружия. Дуэль с сильным противником напоминает шахматы — победит тот, кто сумеет «прочитать» врага и обмануть его. А выстоять против двух-трех оппонентов — признак истинного мастерства. Сложность, правда, вызывают не только правила игры, но и жутко неудобное переключение между целями.

Благодаря множеству тонкостей в механиках Kingdom Come зачастую ощущается, скорее, как что-то вроде System Shock или Prey, а не стандартная RPG. Вы можете выбрать любой стиль игры, в зависимости от чего Индро разовьет те или иные навыки. Как и в The Elder Scrolls, характеристики и умения улучшаются по мере использования. При достижении определенного уровня навыка, появляется возможность получить дополнительные способности, вроде новых комбо или возможности варить зелья автоматически. Последнее — вещь весьма полезная. Ведь, как вы могли догадаться, чтобы приготовить полезный эликсир, недостаточно найти рецепт и смешать нужные травки в отдельном интерфейсе. Впрочем, эту науку мы оставим вам на самостоятельное изучение.

Чтобы подобным образом приодеться, потребуется много усилий

⇡#Суровая реальность

Во многих играх, которые предлагают свободу действий, поступки обесцениваются. Ведь вы можете сохранить игру, попробовать нагло обчистить торговца или забавы ради вырезать целый город, а затем, если итог не понравился, просто загрузиться. В Kingdom Come: Deliverance этот фокус не пройдет. Контрольные точки предусмотрены только при получении задания, выполнении определенных целей в квестах и после здорового сна в удобной кровати. Сохраниться в ходе приключений можно, лишь выпив спасительного шнапса. Серьезно, так и называется. Напиток на спирту, поэтому Индро еще и пьянеет в процессе, а частые сохранения доводят до хронического алкоголизма. 

Так нас принуждают думать перед каждым поступком. Да, воровство — это отличный способ быстро разбогатеть. Но если вас поймают, то придется или иметь дело с последствиями, или откатываться этак на полчаса назад (в лучшем случае). Прием действительно работает, но у него есть обратная сторона. Чем больше реализма в игре, тем сильнее бросаются в глаза условности. Например, если ночью вы идете без факела, бдительная охрана будет настроена подозрительно и может обыскать. Только как они догадались, что вот этот золотой кубок краденый? Законный владелец же спит еще, он никак не мог доложить о пропаже!

Разумеется, это лишь придирка. А вот реальная проблема — это множество багов, в том числе таких, которые заставляют перезапускать игру. Когда там было последнее сохранение? Особенно любят «зависать» диалоги: персонажи просто отказываются говорить следующую фразу, и вы ничего не можете сделать. Этот средневековый ступор нападает на них совершенно непредсказуемо, от него не застрахован ни пан, ни крестьянин. Менее критичные, но все равно раздражающие глюки тоже есть: сломанные задания, застревание в объектах, сходящий с ума искусственный интеллект и так далее.

Зельеварение для чайников

Огорчает и оптимизация. Пейзажи игра выдает красивые, бесспорно: от видов местной природы порой дух захватывает. Особенно удались густые леса в погожий денек. Технология освещения дает потрясающий эффект, когда солнечные лучи пробиваются сквозь листву. А вот анимация весьма топорная, да и окружение в городской черте, как и модели персонажей, деталями не балуют. За исключением экипировки (шутка ли, предусмотрено аж шестнадцать слотов под броню) — каждый экземпляр проработан до последней заклепки. Добиться стабильной частоты кадров на высоких настройках сложно даже на производительной системе, а консольные версии откровенно плохи: страдают от слабой фильтрации текстур, малой дальности прорисовки, ограниченной детализации и длительных загрузок.

Само собой, Warhorse Studios выпустит патчи, которые устранят ошибки и выправят баланс. Но многие вещи хотелось бы видеть на старте. Например, логично сохранять прогресс при выходе из игры, но это добавят только в ближайшем обновлении. Ее бы еще пару месяцев отполировать…

* * *

Kingdom Come: Deliverance определенно на любителя. Чтобы разобраться во всех тонкостях механик, придется потратить с десяток часов. И только после этого проект сможет по-настоящему раскрыться. Игра учит обдумывать каждый шаг и принимать последствия своих решений. Но такой подход сильно портит сырое техническое исполнение — аж зло берет, когда удачно проведенная афера по продаже краденых овощей идет коту под хвост из-за бага!

Достоинства: 

  • атмосфера сурового Средневековья воссоздана скрупулезно и со знанием дела;
  • большую часть времени реализм работает на благо игры;
  • многие задания предлагают разные способы достижения цели, зачастую — весьма неочевидные;
  • продуманная и гибкая ролевая система;
  • игра дарит чувство гордости за каждое достижение.

Недостатки:

  • проблемы с оптимизацией;
  • ворох багов разной степени критичности. 

Графика

CryEngine позволяет добиться потрясающей картинки. Местами. Очень местами. Большую часть времени задаешься вопросом, почему игра и выглядит не впечатляюще, и при этом столь требовательна к ресурсам.
7

Звук

Средневековая Богемия звучит аутентично, этого не отнять. Но и запоминающихся композиций не дарит, а озвучение и вовсе получилось довольно пресным — жаль, ведь диалоги написаны замечательно.

7

Одиночная игра
Дорога Индро к славе выложена реализмом, глубокой ролевой системой, замысловатой боевой частью (о которой трудно сказать что-то очень плохое или очень хорошее) и множеством технических проблем.

8

Коллективная игра
Не предусмотрена.

Общее впечатление

Во многом уникальная ролевая игра, которая подарит множество ярких моментов и окунет вас в атмосферу Средневековья. Если вы найдете в себе силы дать ей время раскрыться.

8

Подробнее о системе оценок

Видео:

 

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.